• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Рощин об итогах Российской летней школы по экономике труда (RSSLE - 2010)

Завершилась четвертая российская Летняя школа по экономике труда (RSSLE — 2010), которая была посвящена проблемам поведения предприятий на рынке труда, исследованиям спроса на труд, кадровых политик предприятий. О результатах и планах рассказал руководитель Школы, проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.


Сергей Юрьевич, какова география, статус участников нынешней Школы?

— В этом году расширился количественный состав участников: до этого мы проводили Школу в расчете на 20–25 человек, а в этом году слушателей было уже 30. Конкурс на участие в Школе составил чуть менее трех человек на место. География была очень разнообразная, как и в прошлые годы. Были участники из Украины, Белоруссии — Минска, Могилева, из разных регионов России — Благовещенска, Абакана, Томска, Ижевска, Саратова, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Кемерова, Омска, Петрозаводска, Астрахани, Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. С этого года к участию в Школе приглашены не только сложившиеся исследователи и преподаватели, аспиранты, но и студенты магистратуры. Так что аудитория разнородная, от студентов до докторов наук.

 

— Расскажите о тематике исследовательских проектов, которые презентовали участники Школы?

— Интересы участников отчасти были связаны с тематикой Школы. В этом году Школа была посвящена поведению предприятий на рынке труда, вокруг этого строились мастер-классы и лекции экспертов — ординарного профессора, директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона, профессора Российской экономической школы Ирины Денисовой, доцентов кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ Ольги Лазаревой, Анны Лукьяновой и Инны Мальцевой, а также вашего покорного слуги. Большая часть тех проектов, которые предлагали участники, и была связана с этими  вопросами — с поведением предприятий по поводу спроса на труд, по поводу различных кадровых политик, связанных с подготовкой и переобучением персонала, наймом персонала, — и все это рассматривалось с экономической, а не с управленческой точки зрения. Были проекты, связанные с мобильностью, с взаимоотношениями рынка труда и рынка образовательных услуг, перехода «учеба — работа». Были исследования различных аспектов занятости, например, по неформальной занятости было представлено две работы. Некоторые участники Летней школы презентовали проекты, связанные с рынком труда отдельных групп населения, например, с предложением труда замужних женщин, или положением на рынке труда этнических групп населения. Так что все было очень разнообразно.

 

— Какие из проектов были отобраны экспертами для публикации в серии препринтов Высшей школы экономики?

— К публикации в серии препринтов ЛИРТ — Лаборатории исследований рынка труда, а это один из поддерживающих призов Школы, в настоящий момент не готов ни один проект. Есть проекты, которые можно доработать в соответствии с замечаниями экспертов, и тогда они могут быть доведены до публикации. Таких проектов было отобрано четыре из тридцати: проект по исследованию неформальной занятости Анны Шаруниной и Людмилы Леоновой, выпускников магистратуры нашего Нижегородского филиала; проект Натальи Болдышевой по проблемам, связанным с переходом «учеба — работа» и рынком труда выпускников педагогических вузов Московской области. Третий проект — исследование различий в положении на рынке труда различных этнических групп населения Лилии Родионовой, которая работает в Финансово-промышленной академии и в Вышке. Также был отобран проект Екатерины Александровой из Екатеринбурга, посвященный проблемам отдачи от внутрифирменного обучения, связанный с анализом внутрифирменных рынков труда. Мы не обрываем контакты с участниками Школы и готовы работать с ними дальше, готовы обсуждать их работы на регулярном семинаре ЛИРТ. И это относится не только к проектам, которые были рекомендованы для доработки, но и к другим проектам, если коллеги будут продолжать по ним работу.

 

— Каковы основные результаты работы Летней школы?

— Наверное, они такие же, как и в прошлом году, и в предыдущие годы. Мы ставим задачи, и нам кажется, что за пять дней краткого, но очень плотного общения их удается решить. Главный результат — мы показали участникам, что существуют современные методы исследования проблем в сфере трудовых отношений, исследований рынка труда, ознакомили их с методологией. Для тех, кто уже с этим знаком — показали основные направления развития, а для тех, кто не знаком — немного перевернули взгляды, иногда, правда, на 180 градусов, постарались направить их в то русло исследований, которое сейчас принято в мире. Чтобы достичь такого результата на Школе используются различные формы работы. Читаются лекции и проводятся мастер-классы, обсуждаются экспертами и участниками индивидуальные проекты слушателей. В дни Школы слушатели также должны были подготовить проектные предложения и защитить их. Для этого все участники были разбиты на пять малых групп, в которых готовились такие проекты. У нас традиционно был очень плотный график работы, но, мне кажется, всем было интересно. Надо сказать, что начальные результаты работы проявлялись уже в ходе Школы. Так, те участники, которые презентовали свои проекты в последние дни, послушав дискуссии, увидев, как эксперты обсуждают работы коллег, уже вносили изменения в тексты своих первоначальных презентаций.

 

— Школа проходила уже в четвертый раз, накоплен опыт — организационный и прочий. Планируете ли что-то изменить в будущем?

— Мы попробовали формат 30 участников, не знаю, сохраним ли его на следующий год, потому что иногда такая интенсивная работа требует чуть меньшего количества слушателей. Но, наверное, сохраним. Со следующего года не планируем устанавливать никаких ограничений на статус участников, то есть приехать на Летнюю школу могут даже студенты любого уровня обучения. Мы посмотрели, какие заявки были в этом году, когда отбирали участников. Главный критерий — качество проекта, и он не зависит от уровня подготовки напрямую. Как и все предыдущие годы, в следующем Школа будет посвящена определенной проблеме, какой — пока не знаю. Это могут быть проблемы, связанные с экономикой народонаселения, с экономикой персонала, — мы еще будем обсуждать. Постараемся, чтобы на следующий год в нашей работе приняли участие зарубежные эксперты. Во всяком случае, такая задача стоит, пока мы ее не решили, но, думаю, в следующем году это будет реализовано. Однако уже сейчас точно могу сказать, что пятая российская Летняя школа по экономике труда в 2011 году состоится, и на ней будет интересно.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Оригинал на портале ГУ-ВШЭ