Завершилась Российская летняя школа по экономике труда (RSSLE - 2010)
На сайте ЛИРТ размещены интервью с участниками Летней школы
![](/data/2010/08/02/1219084032/IMG_1897-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.jpg.(166x221x123).jpg)
Наталья Болдышева, Академия социального управления (г. Мытищи), доцент кафедры экономики и финансов:
– На этой Летней школе присутствую впервые. Я, конечно, примерно понимала, чем занимается Лаборатория исследований рынка труда, знала о Labor economics. Мои ожидания полностью совпали с тем, что я хотела увидеть и увидела. Я изучаю региональные рынки труда, в частности, рынок труда учителей. Существует большая проблема обеспечения учителями школ Московской области, с поступлением молодых кадров. Мы делали опрос выпускников педагогических вузов, выясняли, почему они не идут в областные школы.
На Летней школе было много интересного: отличные лекции, круглые столы и презентации проектов, в том числе тех, которые готовились уже здесь в мини-группах. Были и такие темы, с которыми я не знакома, в частности, по внутреннему рынку труда. Мне немного не хватило информации по внешнему рынку труда в региональном аспекте. Но базовые сведения, полученные на этой Летней школе, мне, безусловно, помогут и в исследовании, и в преподавании. Остальное можно освоить и самостоятельно.
Евгений Лупинос, Омский государственный университет, преподаватель кафедры экономики и социологии труда:
![](/data/2010/07/17/1219242193/_7002963.jpg.(166x250x123).jpg)
Тематика проекта, представленного здесь, связана с моей преподавательской деятельностью – это экономика труда, системы оплаты труда, внутрифирменный рынок. В этой предметной области и мое исследование, которое я планирую продолжать в рамках кандидатской диссертации. Надеюсь, что замечания экспертов позволят скорректировать направление работы. После окончания вуза, я полтора года работал в бизнесе, а потом меня пригласили на кафедру. Я с радостью согласился, меня такая работа привлекает, это интересно. А теперь вот после этой Летней школы получил и новый импульс для научной деятельности.
Нина Вишневская, Башкирский институт социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Уфа):
– Я преподаю экономику труда, поэтому участие в работе Летней школы в любом случае полезно. Многие вопросы, методы, используемые в исследованиях по экономике труда, как лучше сформулировать исследовательскую задачу – все это было интересным и, отчасти, новым. Это, безусловно, будет мною востребовано в дальнейшей и исследовательской, и преподавательской работе. Есть большое желание рассказать об этом студентам. Ведь не секрет, что часто, решая экономические задачи, мы делаем суждения, не подкрепленные конкретными данными. Начинать нужно именно с доказательности. Это должны понимать студенты, им нужно объяснить, что любое явление в экономике должно быть подтверждено и доказано. Так что лично мне эта Школа дала много. Сфера моих интересов – рынки труда молодежи в региональном аспекте. А поскольку здесь есть представители разных регионов, имеется возможность пообщаться, обменяться данными, что важно для научной деятельности. Каждый день, слушая лекции, участвуя в дискуссиях, мы узнавали много нового. Нам объясняли, как пошагово проводить исследования. Мы постепенно понимали, что делаем что-то не совсем так. Прокручивая в голове презентацию своего проекта, я поняла, что для убедительности необходимы конкретные данные. Я увидела проблемы, «узкие» места, у меня возникли вопросы к самой себе, мне захотелось поспорить с собой. Такие размышления, сомнения, как мне кажется, позволят сделать проект лучше, качественнее. И все это благодаря Летней школе.
Ольга Гончарова, Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск), преподаватель:
– На этой Летней школе я представляла исследовательский проект по прогнозированию потребности кадров для предприятий промышленности. Дискуссия была большая, но продуктивная. Мне указали на изначальные ошибки, сделали ценные замечания, и теперь я понимаю, от чего надо отказаться вообще, а какие данные дополнительно использовать в исследовании.
Я поняла, что надо более глубоко изучать эконометрику. Этих знаний мне явно не хватает. Программа Школы была очень насыщенной, времени отдохнуть не было, по ночам работали над проектами, дискутировали, делились опытом. Очень ценными оказались лекции Ирины Денисовой и Инны Мальцевой, так как они связаны с тематикой моей научной и педагогической работы.
Вообще Школа – это возможность пообщаться, услышать советы, увидеть авторов учебников и публикаций, с которыми я была знакома лишь заочно. Я впервые прошла такой сложный отбор и выиграла этот грант. Это было так неожиданно! Но чудеса, оказывается, бывают!
Оксана Ерофеева, Белорусский государственный экономический университет (г. Минск):
– Об этой Летней школе я узнала от коллег, которые были здесь еще в 2007 году. Конечно, познакомилась с информацией на сайте, прочитала отзывы участников. Поэтому морально была готова к интенсивной работе, что в итоге и получилось. Предметная область Школы – Labor economics – меня интересует давно, есть определенный опыт проведения исследований. Я предполагала попасть в профессиональное сообщество, и получила такую возможность. Это та ситуация, когда ничего не нужно убирать и ничего не нужно добавлять в работу Школы.
Мой исследовательский проект посвящен политике оплаты труда на макроэкономическом уровне и эффективному использованию человеческих ресурсов в Беларуси. Надо сказать, что в Белоруссии есть некоторые проблемы с получением информации, данных для исследований. Но тема важная, интересная. Буду продолжать с учетом полученных ценных советов, рекомендаций, как улучшить работу. Теперь есть стимул заниматься этой проблемой дальше, но на другом, более высоком, уровне. Я, разумеется, знакома с работами ведущих российских и зарубежных ученых. Но все равно по приезду домой придется читать, читать, а потом еще и считать. И только после этого можно будет говорить о качественном проекте.
Замечательно то, что на Летней школе нам предложили в мини-группах создать свой проект. Когда один человек из Минска, другой из Москвы, третий из Благовещенска, то в процессе работы естественно объединяются потенциалы каждого, а это уже дает более весомый результат. Мы получили возможность обменяться мнениями и по научным, и по педагогическим вопросам. Это полезно. Я бы очень хотела участвовать в будущих школах.
Лилия Родионова, Московская финансово-промышленная академия, доцент:
– В вузе я преподаю математические дисциплины, а экономика труда представляет мои научные интересы. Тема диссертации была связана с предложением труда женщин во взаимосвязи с репродуктивной функцией. Потом интересы менялись, но неизменно они были связаны с экономикой труда. За работой Летних школ наблюдаю давно, но не было возможности принять в них участия. А в этом году получилось. Мой новый проект – исследование дискриминации по национальному признаку на рынке труда – вызвал много споров, связанных с получением информации по теме. Основной источник – Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Проблема в том, что многие люди не указывают национальность при устройстве на работу. Видимо, поэтому эксперты и участники школы поспорили, насколько полные данные удастся получить и, соответственно, насколько корректными окажутся выводы. Но проблема интересная, а для многих регионов России еще и весьма актуальная. Я пока не решила окончательно, стоит ли продолжать исследование с учетом высказанных сомнений.
В остальном все на Школе хорошо организовано, работала слаженная команда. Поскольку я математик по образованию, то экономической информации мне никогда не бывает много. Какие-то идеи пришли по ходу работы школы. На эмоциональном уровне чувствуется прилив сил.
Елена Федорова, Астраханский государственный университет, кафедра экономической теории:
– Лаборатория исследований рынка труда Высшей школы экономики известна очень широко, работы участников лаборатории представлены и в отечественных и в зарубежных изданиях, размещены на сайте. С этими работами я знакома давно, отсюда и мой интерес к Летней школе, которую проводит ЛИРТ. Мне очень хотелось увидеть людей, которых я знала заочно по книгам, работам, услышать советы, послушать лекции, что-то узнать, чтобы потом использовать в исследованиях, в преподавании.
В первую очередь, хотелось бы отметить замечательные лекции Владимира Гимпельсона. Живое общение с известным ученым, автором большого количества работ многое дает. Все мои ожидания от этой Летней школы оправдались. Полученными знаниями я поделюсь с коллегами и студентами. Наверняка кто-то заинтересуется из числа поступающих в открывающуюся в нашем вузе магистратуру. Но и сейчас наши студенты активно участвуют во многих олимпиадах Высшей школы экономики. Может быть, когда-нибудь и они смогут приехать сюда на Летнюю школу.
У нас был очень плотный график: работа с утра и до ночи, так как надо разрабатывать проекты и презентовать их, посещать занятия и готовиться к дискуссиям. Так что никакой халтуры не было. Конечно же, хотелось получить больше материалов, книг, так как до регионов не доходит литература, у нас нет доступа к базам данных, к информации.
Анна Шарунина, Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики, выпускница магистратуры 2010 года:
![](/data/2010/07/16/1219242796/_7002967.jpg.(250x166x123).jpg)
По экономике труда до Школы у меня не было столь глубоких знаний. Поэтому я получила много информации о методах Labor economics, об отечественных и зарубежных работах в этой области. Все это интересно. Особенно понравилась работа в группах по разработке проектов, поскольку коллеги рассказывали о таких нюансах в законодательстве, в специфике работы предприятий, каких не найдешь ни в учебниках, ни в статьях. Работа в группах в то же время была сложной, поскольку у всех разные взгляды, мы много спорили, обсуждали. В итоге представленные проекты оказались интересными. И лекции тоже. Очень понравилась Ольга Лазарева по форме подачи материала, а по содержанию – тем более. Вообще, очень много положительных эмоций. Особенно большая польза от Школы в научном плане.
Инна Донова, Кемеровский государственный университет, доцент кафедры менеджмента:
![](/data/2010/08/02/1219084282/IMG_1832-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.jpg)
Я представила проект по изучению неоформленной занятости. Очень мудро поступили организаторы, когда распределили презентации наших проектов по дням, в которые выступают эксперты в соответствующих областях. Для меня мнение Владимира Гимпельсона, которого просто грех не читать людям, изучающим занятость, чрезвычайно ценно. А Сергей Рощин выступал универсальным экспертом по всем темам как методолог. И мне кажется, что наличие такого универсального методолога очень обогащает Школу. Мне давно известно, чему посвящена данная Школа, мои коллеги были на первой, приезжали и в прошлом году, поэтому я посчитала необходимым побывать здесь.
Школа дала четкое понимание, каких знаний нам не хватает. Мы видим теперь, в каком направлении стоит совершенствоваться нам. Общение с коллегами носит профессиональный характер, мы выяснили, кто чем занимается. Мы сравнили себя с другими, получили представление о собственном месте в общем исследовательском процессе, и каждый день мы видели эталон в виде лектора, эксперта, который выступал перед нами. Время покажет, каков будет эффект. Сергей Юрьевич сказал правильно: если вы через год опубликуете в рамках данного направления статью, это и будет результат. Так что участие в этой Школе было, без сомнения, исключительно полезным.
Надежда Землянухина, Саратовский государственный технический университет, профессор кафедры экономической теории и экономики труда:
– Сфера моих научно-исследовательских интересов – экономика труда. Правда, до приезда на эту Летнюю школу я занималась экономикой труда, отличной от представленной здесь экономики труда в смысле Labor economics. Это совсем другой подход к исследовательской деятельности. Нас познакомили с основными работами, которые ведутся в ВШЭ, что очень интересно. И по тем проектам, которые представили слушатели, даны конкретные рекомендации, как это можно сделать в стиле Labor economics более интересно и более доказательно. Экономика труда в российском традиционном понимании страдает недоказательностью утверждений, которые просто основываются на здравом смысле. Здесь картина иная: при помощи эконометрического подхода совершенно четко разработаны рамки, можно определить, доказана или опровергнута гипотеза. И самое главное, что я вынесла, – как строится эконометрическое исследование, откуда берутся данные. Если строить по агрегированным данным, которые лежат на поверхности, то ничего хорошего не получается. А тут, кроме методологии, было еще изложено, каким образом можно работать с данными – где их брать, каким требованиям они должны отвечать.
Когда я ехала на Школу, не думала, что нам дадут столько много информации и что работа будет настолько интенсивной. Мне казалось, что-нибудь расскажут, галочку поставят и отпустят, ведь так часто бывает. Но просто так галочку не поставили, просто так не отпустили: мы очень интенсивно работаем с утра до вечера, а потом еще получали задания, которые доделывали ночью.
Я ощущала себя очень комфортно. Это связано и с самой Школой, здесь все очень демократично, присутствует не только молодежь, но и люди опытные, имеющие научные степени и звания. А кроме того, я люблю учиться, поэтому я рада, что попала сюда, познакомилась с преподавателями, с самим направлением поближе. Когда посылала заявку, думала, что меня не позовут. Учат ведь, в основном, молодых, да и направление моей деятельности не совсем вписывается в данные рамки. В заявке я написала, что у меня есть аспиранты, которых хотелось бы нацелить на такие современные методы анализа данных, но нет своего опыта исследований, чтобы это можно было сделать.
Я хочу пожелать организаторам, чтобы сохранялись связи с теми, кто участвовал в этой школе, чтобы Labor economics распространялась широко в России, пожелать дальнейших интересных исследований. Тем, кто в следующий раз будет на этой Школе, скажу, что она интересная, у нее строгая направленность. Линия выдерживается до конца, и это дает возможность в ограниченные сроки получить достаточно много информации, методику и методологию исследований строго в тех рамках, которые обозначены изначально.
Алексей Козлов, Белорусский государственный технологический университет (г. Минск), старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга:
![](/data/2010/08/02/1219081010/IMG_1636-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.jpg.(187x250x123).jpg)
Из лекторов я бы выделил Владимира Гимпельсона с его умением преподнести информацию с юмором и Ирину Денисову, которая рассказывала о вещах, соответствующих теме моего исследования, ее я слушал с открытым ртом и ушами. Остальные лекторы тоже очень высокого уровня.
Организаторы Летней школы делают огромную работу по изменению психологии людей, унаследовавших описательные методы в экономике. Я бы хотел пожелать им настойчивости в таком тяжелом труде.
Светлана Орехова, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург), доцент кафедры экономики предприятий:
![](/data/2010/07/17/1219242196/_7002971.jpg.(250x166x123).jpg)
Преподаватели за редким исключением по сравнению с предыдущим годом другие, поэтому было интересно и познавательно. Поскольку я специализируюсь на внутренних рынках труда, то лекция Инны Мальцевой для меня была очень ценой и значимой. Кроме того, следует отметить, что уровень нашей занятости, вовлеченности в процесс понимания, осознания проблем экономики труда тоже повысился. Хочу отметить, что повысился уровень слушателей. Это говорит о том, что конкуренция усиливается, качество отобранных работ в этом году выше, значит, интерес к Labor economics как к научному направлению растет. Еще хочу отметить высокий уровень общих исследовательских проектов, они были сильными, на мой взгляд. Проект у нас был связан с тем, кого работодатель выбирает для обучения. Мы пытались оценить, кого выбирают в зависимости от параметров человеческого капитала. Примечательно, что проектные группы создавались так, чтобы навыки каждого из нас были сбалансированы, чтобы каждый, будучи специалистом в какой-то отдельной области, дополнял остальных. За счет этого проекты были более удачными. И вообще, одно из преимуществ Школы в том, что мы здесь строим своего рода социальную сеть, которая позволит в дальнейшем получать дополнительные эффекты.
Евгения Осипова, Хакасский технический институт, филиал Сибирского федерального университета (г. Абакан), декан экономического факультета:
– Прежде чем ехать на Летнюю школу, я прочитала на портале Высшей школы экономики отзывы о ней, интервью Сергея Рощина. Отправляя заявку, не знала, как меня воспримут, как отнесутся к проекту. Но мои опасения были напрасными. Здесь очень дружественная атмосфера. И хотя с нами, слушателями Школы, работали высочайшие профессионалы, отношения были равноправными, и все рекомендации давались тактично. В итоге – сильнейшее мотивационное воздействие, стимул к самообразованию, к чтению, к познанию нового. Это настоящая Школа! Я очень благодарна ее руководителю, что он мог выстроить эти отношения без барьеров. Мне приходилось участвовать в подобных мероприятиях, где была граница между преподавателем и слушателями. А здесь все очень демократично, без пафоса и снобизма. Можно спокойно учиться, не бояться спрашивать, и получать ответы и советы.
Больше всего на Летней школе запомнился первый день, когда с нами общались Владимир Гимпельсон и Сергей Рощин. Мне казалось, что такие величины будут говорить заумно, академично, сухо. А оказалось – очень живо, доступно, хотелось слушать еще и еще.
Интервью брал Андрей Щербаков, новостная служба портала ГУ-ВШЭ
![](/data/2010/07/16/1219235280/_7003033.jpg)
![](/data/2010/07/16/1219235279/Panorama.jpg)
Фотографии Никиты Бензорука