• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И еще раз о Летней школе ЛИРТ

Ирина Денисова
Ирина Денисова
Подводя итоги прошедшей Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ, мы удостоились комментариев одного из экспертов, непосредственного участника дискуссий, профессора Российской экономической школы, ведущего научного сотрудника Ирины Денисовой.

— Летняя школа по экономике труда очень полезна прежде всего потому, что до сих пор, в этой области преподавали не совсем то и не совсем так, как того бы хотелось. Очень важно просвещать, прояснять некоторые вещи, которые до сих пор остаются непонятными для многих преподавателей. И конечно, для лучшего понимания лекционного материала, им полезно самим заниматься исследованиями. И в рамках летней школы, через обсуждение проектов, которые представляют региональные преподаватели, это тоже воспитывается. Представление проектов имело место и в прошлом году, и те участники, которые приехали на летнюю школу уже во второй раз, лучше воспринимали материал.

В чем наша проблема? Экономика труда в региональных вузах — это отнюдь не то, что мы подразумеваем под экономикой труда как научным направлением. В регионах это, как правило, довольно узкая часть того, что преподавалось еще в плановой экономике. Преподаватели недостаточно подготовлены к тому, чтобы переключиться на новое направление. Частично потому что в регионах не видят примеров исследований, которые заслуживают внимания. Безусловно, во многих случаях мы не можем ожидать слишком высокого преподавательского уровня, просто потому, что это отражает состояние дел в исследованиях, в науке в целом, и в экономике труда в том числе. Мы точечно по именам знаем, как это делают на относительно лучшем уровне. Это очень небольшое число исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Хотя в международном сравнении это тоже не самый высокий уровень.

Но в этом году на летней школе я обратила внимание, что во многих случаях резонность исследовательских вопросов стала выше. Исследователи стали пытаться ставить такие задачи, для которых действительно есть инструменты исследования, которые можно использовать, чтобы получить грамотный результат.

У нас сложилась дурная традиция — ставить широкие задачи. В результате "исследование" ограничивается, в лучшем случае, достойным аналитическим обзором ситуации, которая есть, но дальше не идет. Обратившись к представленным на летней школе проектам, я пришла к выводу, что некий сдвиг понимания в правильном направлении уже происходит. Ставятся реальные задачи, которые можно решать теми методами, которые сейчас считаются современными.

С другой стороны, понятно, что постановка правильных задач для исследований зависит во многом от спроса на сами исследования. По разным индикаторам мы видим, что региональным властям часто нужен совет, когда они принимают решения не уровне региона. И конечно, академическая наука, в том числе, университеты, могла бы такую исследовательскую поддержку предоставить. Чем больше будет спрос, тем быстрее сформируется правильный подход к изучению экономики труда. Сейчас мы переживаем процесс формирования. Насколько быстро все это произойдет — не понятно. Может быть, молодое поколение быстрее что-то освоит, чему-то научится.

Летняя школа способствует этому, но не следует переоценивать ее возможности. С другой стороны, летние школы ЛИРТ формируют профессиональное сообщество. По крайней мере, я вижу шаги в эту сторону. Глобально оно формируется на крупных конференциях, которых, кстати, в регионах тоже не хватает. Но в рамках отдельной дисциплины подобные летние школы — это один из каналов, по которому может формироваться экспертное сообщество.