• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Сергеем Рощиным о летней школе по экономике труда 2010

В этом году Лаборатория исследований рынка труда и кафедра экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ проводят четвертую Российскую летнюю школу по экономике труда (RSSLE-2010). О традициях и новациях Школы в этом году рассказывает ее руководитель Сергей Рощин, проректор ГУ-ВШЭ.

— Российская летняя школа, которую ЛИРТ — Лаборатория исследований рынка труда проводит уже четвертый год подряд, единственная в стране школа в данной профессиональной области?

— Да, других аналогичных школ по экономике труда в России не проводится. Есть традиционная Европейская летняя школа по экономике труда, которую проводит IZA — Институт экономики труда (Германия); это Школа со сложившейся мировой репутацией, перевалившая за свое десятилетие. Мы — скромнее, но впереди четвертая Школа, и это уже определенная традиция.

— Ваш потенциальный слушатель — он обязательно из России?

— Школа в первую очередь рассчитана на коллег из регионов страны, но слово «российская» не должно вводить в заблуждение. В прошлые годы в Школе также принимали участие коллеги из Белоруссии, Украины, Казахстана, Азербайджана, и с этой точки зрения, у всех абсолютно одинаковые возможности принять участие в нашей работе. Мы будем рады коллегам из постсоветского пространства, русскоязычных стран. Естественно, участие в Школе для всех — независимо от гражданства — бесплатное, участники оплачивают только проезд до Москвы, а дальше весь пакет (проживание, питание, методические и учебные материалы) обеспечивает организатор.

— Каковы требования к статусным позициям участников Школы? Кто может участвовать?

— Мы сохраняем те же требования, что у нас были в прошлые годы. Приглашаем для участия в Школе коллег, исследователей, преподавателей, работающих в аналитических, исследовательских центрах, учебных заведениях, аспирантов, студентов магистратуры, выпускников — тех, кто окончил пятилетний специалитет и собирается поступать в аспирантуру, или тех, кто окончил бакалавриат и собирается поступать в магистратуру. Мы не принимаем заявки от «текущих» студентов бакалавриата и специалитета, потому что мы ожидаем увидеть некоторый уровень исследовательских проектов, а это требует определенного уровня подготовки. Кстати, в этом году мы расширяем состав участников, обычно у нас бывало 20 человек, сейчас мы хотим пригласить к участию в работе Школы до 30 человек.

— Школа ориентирована на специалистов из академической среды?

— В большей степени да. Мы придерживаемся довольно четкой академической или, можно сказать по-другому, аналитической направленности нашей Школы. В современном мире аналитикой занимаются не только ученые, есть аналитические центры, которые работают на различные крупные организации — ассоциации работодателей, международные организации и так далее. Школа быстротечна, и мы хотим сосредоточиться именно на академически-аналитических вопросах. Темы, связанные с реальными управленческими практиками нам тоже интересны, но мы их рассматриваем с точки зрения экономического анализа, экономических исследований. Так как обычно участники Школы не только занимаются исследованиями, но и преподают в университетах, мы рассматриваем возможности, как включить результаты исследовательских проектов в учебный материал.

— Что касается научной специализации будущих участников, могут ли приехать на Школу исследователи, которые не являются экономистами?

— В первую очередь мы, конечно, ждем экономистов, потому что это школа, а значит — идет обучение, и оно связанно как с получением некоторых знаний, теоретическим осмыслением концепций и моделями по тем или иным проблемам, так и с наработкой исследовательских и аналитических навыков, овладением инструментами эмпирического анализа. С этой точки зрения, мы ждем экономистов, потому что разговор ведется на экономическом языке, на основе экономических подходов и с использованием тех инструментов, которыми работают в современном экономическом анализе. Впрочем, это не препятствие для того, чтобы могли участвовать и коллеги с каких-то близких, смежных предметных направлений. К примеру, у нас были случаи участия в Школе социологов, хотя, конечно, для них это гораздо сложнее, чем для экономистов, но все зависит от конкретного человека. Можно сказать, что мы ждем на Школе всех тех, кто заинтересован в развитии социально-экономических эмпирических исследований по проблемам рынка труда, трудовых отношений и кто готов овладевать современными методами таких исследований.

— Какие вопросы входят в круг интересов экономики труда?

— Экономика труда, в том смысле, как она понимается мною и другими коллегами в ВШЭ, это то, что в современной экономической науке называется — labour economics. В первую очередь, оно связанно с эмпирическими исследованиями процессов, которые происходят в трудовой сфере, в трудовых отношениях на рынке труда. Так уж сложилось, что специалисты по экономике труда выступили передовым отрядом в развитии многих эмпирических экономических исследований по проблемам образования, современной экономики народонаселения, экономики здоровья и других. Современная экономика труда — это авангард прикладной экономики, позволяющей на базе теоретического знания проверить наши гипотезы на эмпирическом материале, уделяя внимание как концептуальному объяснению экономических процессов, так и методам эмпирического исследования, эмпирического тестирования тех или иных гипотез.

— Можно ли говорить, что в российской экономической науке экономика труда является таким же передовым отрядом?

— У нас в России существует определенный дуализм в понимании того, как ведутся исследования по экономике труда. К сожалению, в большей части учебных и научных центров, которые специализируются на экономике труда, исследования ведутся в рамках методологий в основном описательных, и это ближе к проблемам управления персоналом, организации труда, или, отчасти, социологии труда. Когда мы говорим о современных экономических исследованиях в области экономики труда, это действительно очень развитая область, но круг специалистов, которые занимаются данной проблематикой в России, пока не так велик. И это, главным образом, связано с проблемой овладения теоретическими и инструментальными методами, которые необходимы для современного экономического анализа. Именно поэтому на Школе мы уделяем достаточно много внимания количественному анализу, эконометрическому анализу — современные исследования делаются с помощью именно этих инструментов.

— Что отличает Летнюю школу 2010 года от предыдущих?

— Каждый год мы проводим Школу, посвящая ее какой-то определенной проблеме. В прошлом году это была проблема человеческого капитала и рынка труда, в позапрошлом — мобильности на рынке труда. Главная тема этого года — поведение предприятий на рынке труда: теоретические и эмпирические исследования, связанные с анализом спроса на труд, взаимосвязей кадровой политики предприятий и рынка труда, зарплатной политики предприятий, инвестиций предприятий в человеческий капитал, в подготовку и переподготовку работников. Это вопросы адаптации предприятий на рынке труда в условиях различных макроэкономических шоков, что актуально для современного, кризисного периода. При обсуждении этих вопросов мы будем опираться и на результаты исследовательских проектов, выполняемых в ЛИРТ, в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Когда мы говорим о том, что Школа посвящена какой-то проблеме, мы фокусируемся, конечно, на этой проблеме, но так как проблемы в экономике взаимосвязаны, мы говорим и о многих других темах исследований, связанных с рынком труда.

— Означает ли это, что на Школу должны «выдвигаться» только проекты, связанные с ее тематикой и названием?

— Нет, участники Школы при подаче заявок могут предлагать разные проекты, так или иначе связанные со сферой труда в самом широком смысле слова. И они будут допущены к рассмотрению. То есть мы принимаем к отбору все поданные заявки и в первую очередь обращаем внимание на их качество.

— Как проходят занятия в Летней школе?

— В работе участвуют лекторы — эксперты, которые читают лекции, знакомят слушателей со своими или с ведущими мировыми исследованиями по тем направлениям, которые вынесены в название Школы. Как правило, это проходит в первой половине дня. Вторая половина дня посвящена обсуждению и презентации исследовательских проектов участников Летней школы. Каждый участник должен приехать с законченным или «намеченным» исследовательским проектом, мы рассматриваем проекты на разных стадиях продвижения. Происходит достаточно традиционное академическое критическое обсуждение для того, чтобы понять, насколько хорош или плох тот или иной проект, дать советы как его улучшить. Каждый проект рецензирует кто-нибудь из слушателей и два эксперта-лектора. Кроме того, мы уже отработали такой формат работы, как коллективные проекты, которые получают слушатели в качестве заданий и должны подготовить за время Школы, применяя полученные на ней аналитические и исследовательские знания и навыки. Коллективные проекты также проходят через совместное обсуждение.

— Получается очень плотный график работы, никто не ропщет?

— Как показывает опыт предыдущих школ, это очень правильно. Важно глубокое погружение в среду, в обсуждение проблематики, связанной с предметом Школы. С позиций современных международных стандартов, современной международной практики у нас в российском академическом сообществе в недостаточной степени распространены традиции современного экономического анализа. Поэтому для того, чтобы показать, как надо проводить исследования, как можно соединить теоретические модели и конкретные ситуации, которые мы наблюдаем в экономической действительности, как их можно интерпретировать, анализировать с помощью современных методов эмпирического анализа, — для всего этого необходимо полностью погрузиться в тему. И мы стараемся, раз уж мы все собрались, использовать это время эффективно.

— Кто в этом году будет приглашен в качестве лекторов и экспертов?

— В настоящий момент сложилась команда замечательных коллег, которые являются ведущими специалистами по проблемам исследований экономики рынка труда, и они активно принимают участие в работе Школы. Это не только эксперты из ВШЭ, но и коллеги из Российской экономической школы (РЭШ). Уже традиционные наши лекторы — это ординарный профессор Высшей школы экономики, директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон  и профессор РЭШ Ирина Денисова. Планируется, что они будут и в этом году. Традиционно и я выступаю лектором-экспертом. В этом году в качестве лекторов-экспертов примут участие и более молодые коллеги: научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований  ВШЭ Ольга Лазарева, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Анна Лукьянова и старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Инна Мальцева.  Все они также преподаватели кафедры экономики труда и народонаселения.

— Каким образом оценивается работа участников, во что «конвертируются» их достижения на Школе?

— Лучшие проекты, разработанные на Школе будут опубликованы в серии препринтов Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. В прошлом году два проекта были таким образом отобраны и рекомендованы экспертами, один из них был опубликован. Это работа Ольги Мироненко «Влияние законодательства о защите занятости на рынок труда» . За последнее время уже двое участников предыдущих Летних школ защитили докторские диссертации, и мы надеемся, что участие в работах Школы (а некоторые участвовали неоднократно) способствовало этому. Некоторые участники успешно реализовали свои исследовательские проекты, за которыми мы тоже с интересом наблюдаем.

Школа является еще и хорошей формой формирования сети исследователей по проблемам экономики труда. Участники прошлых школ поддерживают академические контакты друг с другом и с нами, организаторами и сотрудниками Лаборатории. Это позволяет обмениваться полезной информацией, академическими результатами. Иногда участники Школы приезжают и делают доклады на нашем еженедельном научном семинаре ЛИРТ.

Мы надеемся, что будущая школа RSSLE-2010 также будет способствовать развитию профессионального сообщества исследователей по современной экономике труда.

— Что нужно сделать, чтобы попасть на Школу?

— Нужно до 15 апреля прислать нам заявку и текст исследовательского проекта. Форма заявки есть на сайте ЛИРТ.


Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ