• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью экспертов и участников Летней школы по экономике труда RSSLE-2012

С 1 по 7 июля 2012 г. в Подмосковье проходила шестая Российская летняя школа по экономике труда (RSSLE-2012), организованная лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ и кафедрой экономики труда и народонаселения ВШЭ. Темой школы, на которую съехались аспиранты, преподаватели и исследователи из России и стран СНГ, на этот раз стала «Заработанная плата и рынок труда».

Начало июля – традиционное время проведения школы RSSLE. Почти на неделю в одном из подмосковных пансионатов (в этом году школа проводилась в живописнейшем месте на берегу Истринского водохранилища) собираются около двадцати исследователей из самых разных регионов России и ближнего зарубежья, специализирующиеся в сфере экономики труда, а также в «смежных» научных областях. Различается и профессиональный бэкграунд участников. Например, в этом году на школу приехали вчерашние выпускники вузов и начинающие исследователи, доценты и ведущие научные сотрудники своих институтов.

Работа школы, как обычно, строилась по следующей схеме. На предварительном этапе происходил отбор заявок, подкрепленных конкретными исследовательскими проектами, отвечающими тематике летней школы. Прошедшие отбор участники собрались в Подмосковье, где в течение пяти рабочих дней они слушали лекции и мастер-классы приглашенных экспертов RSSLE, готовили презентации и защищали свои проекты, отвечали на вопросы экспертов и коллег-исследователей и проводили различные дискуссии. Кроме того, в рамках школы работала творческая лаборатория – из состава участников формировались исследовательские команды, которые за кратчайшее время должны были подготовить и презентовать групповые проекты по заданной экспертами проблеме.

В качестве экспертов на RSSLE-2012 выступили проректор ВШЭ, заведующий лабораторией исследований рынков труда Сергей Рощин, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимир Гимпельсон, старший научный сотрудник ЦеТИ Анна Лукьянова, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. Кроме них с мастер-классом на школе выступил заместитель директора программы Института исследований труда (IZA) в Бонне Александр Муравьев.

Впервые на школе в качестве эксперта оказался старший научный сотрудник ЦеТИ и старший преподаватель кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ Алексей Ощепков, который, по его словам, «приезжал на предыдущие школы в частном порядке». «Тема нынешней школы оказалась близка той, на которую у меня есть исследования и публикации, это была одна из причин, по которой Сергей Рощин пригласил меня на RSSLE-2012 как эксперта, – пояснил Алексей Ощепков. – На школе я прочитал две лекции, первую – на тему межрегиональных различий в заработанной плате в России, вторую – о влиянии минимальной зарплаты на региональные рынки труда. Я постарался в них обобщить тот исследовательский материал, который к этому моменту мной накоплен».

Не секрет, что для большинства российских экономистов, особенно в регионах, labor economics (экономика труда) в том смысле и с той методологией, которая принята в европейских странах и США, все еще остается terra incognita. «Различий в том, что делают в регионах и что делается, скажем, в Вышке, действительно много, – признает Алексей Ощепков. – Но это не значит, что кто-то прав, а кто-то виноват, что одни исследователи умнее других. Это просто означает, что у нас в большинстве случае экономике труда учат иначе, чем это происходит в западных университетах. Я бы сказал, что и в Москве мы, хотя и стремимся следовать западным стандартам, пока что к ним не близки во многих областях. Нужно только понимать, что в один момент перепрыгнуть на новый уровень нельзя – нужно учиться, нужна кропотливая повседневная работа. Организация и проведение летней школы – шаг именно в этом направлении».

«Вопросы из аудитории после лекций поступали достаточно прямые и жесткие, – поделился опытом своих выступлений на школе Алексей Ощепков. – Но я отношусь к этому нормально – если человек спрашивает, значит, он, во-первых, тебя слушал, а, во-вторых, его в услышанном что-то заинтересовало. Это уже большой плюс, потому что самое печальное – это когда ты никому неинтересен и тебе вовсе не задают вопросов. Я сам стараюсь учиться, слушая других людей и обращая внимание не только на содержание их работы, но и на то, как они умеют ставить проблему и презентовать полученные результаты».

О своих впечатлениях о школе рассказывают также участники RSSLE-2012.

Ирина Новак, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины (Киев):

– В летней школе я принимаю участие впервые и считаю, что это очень полезный для меня опыт, который позволяет приобщиться к колоссальному потенциалу labor research, имеющемуся в Высшей школе экономики, и расширить исследовательский горизонт – и в части понимания того, что происходит с исследованиями экономики труда в России, и в части информации о новых подходах и идеях, возникающих у ведущих специалистов этого направления. Очень интересно было послушать доклады о состоянии рынка труда, в том числе о статистике, которая существует в России, и лекцию о влиянии минимальной заработанной платы на рынок труда. Было полезно узнать о проектах, разворачивающихся в российских регионах, – информацию о них мы далеко не всегда можем получать.

Безусловно, работа на школе дает стимулы к дальнейшему развитию собственной исследовательской деятельности – сюда я приехала с проектом по изучению проблем задолженности по заработанной плате, что сейчас весьма актуально для Украины. Организаторы подсказали, что еще можно почитать по данной проблематике, в каких мероприятиях можно еще поучаствовать. Теперь есть желание вернуться на школу с более совершенными, современными и интересными проектами.

Ксения Трубинская, студент Сибирского федерального университета (Красноярск):

– Я обучаюсь на кафедре управления человеческими ресурсами, которая раньше называлась кафедрой экономики труда. И о школе я узнала от своего научного руководителя Ирины Межовой, которая сама принимала участие в RSSLE несколько лет назад. Именно по ее инициативе я отправила на школу свою заявку – проект, с которым я сюда приехала, связан с региональными различиями в уровне заработанной платы. На экономическом факультете в Красноярске я обучаюсь только один год, и большинство информации, которую я здесь, на школе, получила оказалась для меня совершенно новой. Каждое выступление, каждая презентация здесь открывала для меня какие-то новые исследовательские проблемы и подходы к их решению. Все это было для меня как для человека с не очень большим исследовательским опытом в экономике труда чрезвычайно интересным. Я бы даже сказала, что за пять дней на RSSLE-2012 я узнала о labour economics больше, чем за год своего обучения в университете.

Дмитрий Иванов, аспирант Омского государственного университета имени Ф.М.Достовеского:

– На нашей кафедре экономики и социологии труда уже сложилась некоторая традиция представлять свои проекты на RSSLE, в этом году пришел мой черед проверить свой исследовательский уровень и узнать много нового. Это очень важный аспект – не просто выучить новую теорию, но и сравнить, чем занимаются ведущие ученые России в этой области. Школа дает представление о том, как различаются подходы к исследованиям в российских университетах и насколько разной может быть уровень теоретической подготовки экономистов данного направления. Экономика труда – это ведь не только экономика, это и математика, и социология, и статистика, без владения которыми не получится провести современное и качественное исследование. На школе мы можем узнать, как это на самом деле происходит.

Почему мне интересно заниматься исследованиями, а не уходить в бизнес? Знаете, мой проект посвящен нематериальным аспектам мотивации персонала. Так вот уровень доходов и заработанная плата не всегда определяют интерес человека к той или иной деятельности. Скажем, мой проект получил свою порцию критических замечаний, но это меня только радует, поскольку критика от экспертов, обладающих огромными знаниями, намного полезнее, чем дежурные положительные отзывы, как это часто бывает.

Иван Розмаинский, доцент Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ:

– Мотив приезда на школу у меня был простой – поднять уровень своей квалификации и расширить кругозор. Рынком труда я занимался не очень много, на факультете экономики Санкт-Петербургского кампуса Вышки я преподаю макроэкономику и основы экономических учений, и основная моя специализация – неортодоксальная экономическая мысль, в особенности посткейнсианство. То есть я занимаюсь вещами, которые для России и Высшей школы экономики остаются пока маргинальными. Рынком труда я заинтересовался постольку, поскольку он является частью макроэкономики, меня, в частности, заинтересовали связанные с ним эконометрические проблемы, без которых эмпирические исследования рынка труда немыслимы. На школе именно об этом можно было узнать много нового.

Посткейнсианство не относится негативно к эконометрике и математике, там просто не делается таких акцентов, как в мейнстриме. Говорить, что все это просто отвергается, было бы нечестно. Напротив, на школу я ехал именно для того, чтобы освоить ту часть знаний, которая мне для дальнейшей работы в рамках своего направления была необходима. Думаю, мне это удалось, тем более, что и работа, и питание, и отдых были на школе очень хорошо организованы. У нас был плотный график, фактически мы работали с десяти утра до десяти вечера, но делать это в таком тихом месте со свежим воздухом, было приятно. Сама окружающая атмосфера способствовала усвоению знаний.

Варвара Панкратова, выпускница бакалавриата факультета социологии НИУ ВШЭ:

– С темой нынешней летней школы была непосредственно связана моя квалификационная работа, поэтому мне было очень приятно, что моя заявка на школу прошла отбор. В ней я занималась определением факторов, влияющих на уровень заработанной платы среди матерей и женщин без детей – хотелось посмотреть, существует ли на рынке труда дискриминация женщин с маленькими детьми. Эту тему мы с моим руководителем Татьяной Карабчук разрабатываем в рамках гранта «Учитель – Ученики». Когда я ей сказала, что буду участвовать в RSSLE, она очень обрадовалась и сказала, чтобы я обязательно сюда приехала и послушала критику, которая позволит нам доработать проект.

Совсем скоро нам предстоит представлять его окончательные результаты, после чего мы планируем опубликовать книгу, которая будет посвящена не только заработанной плате, но и другим аспектам самочувствия женщин с детьми на рынке труда. Все данные мы собираем с помощью RLMS-HSE, это удобно, поскольку Вышка в последние годы курирует этот проект. Конечно, мне как социологу заниматься экономикой было сложно. Как говорил один из моих преподавателей, переходя из одной науки в другую, мы меняем очки, с помощью которых смотрим на проблему. У социологов нет такого изобилия методов анализа, и хотя моя специализация на факультете социологии была достаточно «методная» и математическая, занятия labour economics требуют иного уровня владения эконометрикой. В общем было сложно, но тем интереснее добиваться результата.

Ольга Никифорова, доцент Харьковского национального экономического университета:

– Я являюсь кандидатом экономических наук и работаю на кафедре экономической кибернетики. У нас сильная кафедра, но, приехав сюда, я почувствовала довольно большие различия в методологии и подходах к изучению каких-то явлений. В этом смысле участие в школе было очень полезным и очень интересным опытом. Вообще когда я подавала заявку, основной мой мотив заключался в следующем. Я написала диссертацию по рынкам труда, но после ее защиты некоторое время, в силу разных причин, выпала из контекста. Поэтому первым мотивом было вернуться в этот контекст и к собственной исследовательской проблематике, а не оставаться скованной рамками грантовых проектов. Кроме этого, я внимательно следила за информацией о Высшей школе экономики в интернете и по косвенным данным видела, что там происходит что-то совсем непривычное для нас, что-то интересное.

Хотелось своими глазами увидеть, что здесь происходит, почему такие различия возникли. Эти различия проявляются и в постановке задачи, и в методологии, и в подходах к анализу. Мой проект связан с диагностикой адаптивных свойств региональных рынков труда на Украине, хотя это методология, на мой взгляд, может быть распространена и на исследования в других странах сопоставимого с Украиной размера. А к организаторам школы и специалистам по labour economics из Вышки у меня такая просьба – напишите учебник по экономике труда, которые мы могли бы и сами читать, и рекомендовать своим студентам.

Татьяна Притворова, профессор Карагандинского государственного университета имени Е.А.Букетова:

– Я не только преподаю в карагандинских вузах, но и представляю научно-исследовательский институт. Проблематика рынка труда и заработанной платы для меня не является новой. В своей практике я занималась, например, вопросами нестандартной занятости – меня на это сподвигло знакомство с работами, в частности, Владимира Гимпельсона и Ростислава Капелюшникова. Я до сих пор продолжаю за их публикациями следить, они мне очень импонируют своей лаконичностью, прозрачностью и выстроенностью. То обстоятельство, что Владимир Ефимович выступает в качестве эксперта на школе, послужило одним из мотивов моей поездки сюда. Высшая школа экономики является единственной площадкой на постсоветском пространстве, где можно приобщиться к уровню мировой науки на русском языке, а это чрезвычайно важно для людей моего поколения и вообще тех исследователей, кто не очень хорошо владеет английским языком. То есть общие термины нам, конечно, известны, но совсем другое дело, когда ты можешь из рук таких крупных специалистов получить систематическую, упорядоченную картину происходящего.

К тому же, я хотела проконсультироваться относительно проекта, который сейчас веду в Казахстане при поддержке ООН, речь идет о возможностях включения инвалидов в занятость. Здесь много проблем, поскольку активные программы, ориентированные на достижение этой цели, раньше в Казахстане не проводились. Нам нужно понять не только, что в этом направлении можно сделать, но и как не допустить неэффективных трат. Услышанные на школе мнения должны нам помочь. Предстоит обсуждение этой программы в парламенте, и я должна быть уверена в том, что рекомендации, которые мы внесем, будут действенными.

Ольга Баева, доцент Байкальского университета экономики и права (Иркутск):

– На школе я уже во второй раз, впервые я приезжала на нее четыре года назад, когда узнала о ней совершенно случайно. Зато приехав, я испытала профессиональный шок. Как человек, который в провинциальном вузе получил специальность «Экономика труда», я себе даже не представляла, что такое labor economics, какие инструменты в ней используются и какие результаты могут быть получены. Второй приезд на школу был абсолютно неслучаен, поскольку то, чем я занимаюсь сегодня, связано с теми проектами, которые сейчас ведет лаборатория исследований рынка труда ВШЭ, в частности, с исследованием Павла Травкина по дополнительному профессиональному образованию. Очень хорошо, что все, чем занимается ЛИРТ, можно увидеть на сайте Вышке в виде отчетов, репортажей, а теперь и видеозаписей. Это одна из немногих площадок, где очень профессионально, заинтересованно и доброжелательно разбирают все проекты, кто бы их ни представлял – экономисты или социологи.

Для меня как человека, читающего дисциплины по управлению людьми, очень важно, что здесь сложилось сообщество людей, которые не просто профессионалы и интеллигенты, но и по-настоящему увлечены своим делом. Благожелательная и творческая атмосфера, которую они создают, распространяется на всех участников, а это большая редкость. Молодые исследователи могут увидеть и почувствовать, как должна вестись научная дискуссия. Особенно я хотела бы отметить лекции Ирины Денисовой и Владимира Гимпельсона, из которых можно было узнать о том, как и где находить данные. Кроме того, мы участвовали в интересном групповом проекте, и работа нашей интернациональной команды была отмечена призовым местом. Я здесь познакомилась со многими интересными людьми и даже встретила знакомых по прошлым школам. Работать в таком сжатом формате было сложно, но очень комфортно и приятно.

Иван Борисов, преподаватель Уральского федерального университета (Екатеринбург):

– Экономика труда для меня направление, можно сказать, профильное, я его уже шесть лет веду на кафедре экономической теории нашего университета. На RSSLE я уже в третий раз – до этого приезжал на две первые школы в 2007 и 2008 годах. Когда идея летней школы возникла, меня это очень обрадовало, потому что молодым преподавателям и начинающим исследователям она позволяет воочию увидеть лучшие образцы labor economics, которые есть в России. И не просто увидеть лучшие образцы, а пообщаться со специалистами, разобраться в предмете исследований, в том, как были получены результаты. На самом деле, несмотря на то, что с публикациями экспертов RSSLE можно познакомиться и в интернете, простое прочтение их не даст такого же эффекта, как личное общение с их авторами. Когда ты видишь человека вживую, когда можешь подойти и задать любой вопрос, ты получаешь дополнительную мотивацию – почему я не такой? почему этот вроде бы обычный человек может делать такие крутые вещи, а я нет? а, может, и я все-таки смогу? Это заставляет тебя самому бросаться в работу.

На мой взгляд, летняя школа дает неоценимый опыт тем преподавателям и исследователям, которые находятся далеко в регионах, где традиции преподавания labor economics еще не сложились. В регионах существует проблема замкнутости и изолированности научных сообществ, люди там могут не подозревать, какие мировые исследовательские стандарты сейчас существует. Поэтому для тех, кто впервые приезжает на школу, этот опыт становится в каком-то смысле шоковым. В этом плане RSSLE очень важное явление в российской науке, за что Высшей школе экономики большое спасибо.

Лариса Арсланова, преподаватель Уральского экономического университета (Екатеринбург):

– Я уже была на школе в прошлом году, и формат школы и все, что я тогда здесь услышала, произвело на меня большое впечатление. Год назад я делала только первые шаги в исследовании своей проблемы, и за прошедшее время мне пришлось приложить немало усилий для более глубокого в нее погружения. Не могу сказать, что я совершенстве овладела эконометрическими методами, но как пользователь какие-то упражнения и задачи я теперь решить могу. Темой моего проекта в этом году было влияние профсоюзов на заработанную плату и стабильность численности сотрудников на предприятии. Методами эконометрического анализа я попыталась ввести переменные, которые бы характеризовали силу и влияние профсоюзов. Оказалось, что влияние их слабое.

Представив свой проект на школе, я получила ряд замечаний и предложений по углублению исследования, но они сейчас, к сожалению, являются невыполнимыми из-за отсутствия данных. В любом случае, я очень довольна тем, что снова побывала на школе и, конечно, советовала бы на нее приезжать. Вы получите новый импульс к исследовательской деятельности и сможете взглянуть на проблемы labor economics так, как они никогда не рассматриваются в большинстве российских вузов. Начальный уровень владения этой темой может быть самый разный, нужно просто проявлять интерес к исследованиям и стараться.



Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ